Основные неисправности персональных компьютеров и причины их возникновения

Данный материал можно отнести к рубрике «Это должен знать и уметь каждый», поскольку статья классифицирует неисправности ПК, и, соответственно, позволяет пользователю избежать ошибочных действий, приводящих к поломке компьютера и ноутбука.

Все неисправности компьютеров и ноутбуков можно разделить на две категории: аппаратные и программные. Первый тип неисправностей (аппаратные) связан с выходом из строя аппаратных компонентов ПК, второй напрямую касается проникновения на компьютер вредоносного программного обеспечения (ПО) или действий пользователей, влекущих фатальные ошибки.

Как свидетельствует статистика компьютерного сервиса All PC, большая часть обращений связана с программными неисправностями; аппаратные поломки находятся на втором месте. Львиная доля обращений связана с воздействием на ноутбуки и компьютеры разного рода вирусов: троянов, червей, винлокеров. Парадоксально, но практически у всех заразившихся на компьютерах было инсталлировано антивирусное программное обеспечение, но в силу тех или иных причин защита не сработала. Причина неэффективности защиты проста: все пострадавшие пользователи использовали в работе «ломанные» антивирусы, т.е. программы, активированные при помощи так называемых патчей. После применения ложных активаторов-«ломалок» разработавшее их лицо может получить неограниченный доступ к файлам на компьютере, а также имеет возможность блокировать обновление антивирусных баз, что чаще всего и наблюдалось на зараженных ПК. Вывод прост: применять для защиты «ломанное» ПО не стоит, следует уделять внимание регулярному обновлению антивирусных баз софта для защиты.

Второе место среди программных неисправностей занимают последствия установки программ неквалифицированными пользователями. Желая сэкономить, многие владельцы ПК инсталлируют ПО самостоятельно, что приводит к разного рода несовместимостям на компьютере или ноутбуке. Кроме того, в большинстве случаев подобные программы имеют сомнительное происхождение, т.е. пользователь инсталлирует ранее не тестированное ПО, в котором, к тому же, имеются патчи-«ломалки». Результат подобных действий предугадать несложно: многие из таких установщиков вынуждены обращаться в компьютерный сервис за скорой компьютерной помощью.

Аппаратные неисправности. Характерные поломки персональных компьютеров и лэптопов имеют существенные отличия. Ноутбуки и нетбуки чаще всего выходят из строя из-за небрежного обращения: ударов и падений в момент переноски, пролития разного рода напитков на клавиатуру и так далее. Для системных блоков компьютеров чаще всего неисправности возникают в блоке питания, что напрямую связано с некачественным электроснабжением: забросами и скачками напряжения.

Примерно четверть всех обращений, связанных с аппаратными неисправностями, связана с проведением неквалифицированного или самостоятельного усовершенствования. Апгрейд компьютера должен учитывать массу факторов, в том числе мощность блока питания, особенности ранее установленного оборудования и так далее. К типичным аппаратным неисправностям, связанным с неквалифицированным апгрейдом, следует отнести выход из строя блока питания компьютера, проблемы с материнской платой, отсутствие связи с приводами оптических дисков или жесткими накопителями (компьютер «не видит» винчестер или DVD-привод).

Типичными неисправностями как для системных блоков, так и лэптопов являются проблемы с охлаждением. Подобные проблемы могут возникнуть из-за остановки охлаждающего вентилятора, охлаждающего радиатор процессора, или же вследствие накопления пыли в сотах радиатора. В лучшем случае, перегрев вызывает самопроизвольное отключение ПК, в худшем – результатом воздействия повышенной температуры внутри системного блока или корпуса ноутбука становится плавление изоляционного лака на материнской плате и выход из строя конденсаторов, что влечет длительный и дорогостоящий ремонт. Предупредить подобные поломки несложно: достаточно регулярно производить чистку компьютера от пыли (не реже раза в год).

Лишь малая часть обращений в компьютерный сервис в Минске связана с естественными причинами, вызванными старением аппаратных компонентов ПК или лэптопов. Как показывает практика, большинство поломок можно предотвратить – главное, вовремя обратиться за квалифицированной компьютерной помощью.